В современном моторостроении, для обеспечения центрирования и соблюдения
соосности вращающихся деталей двигателя (коленчатый вал, распределительный вал,
поршневой палец, вал привода вспомогательных агрегатов и д.р.) получили широкое
распространение подшипники скольжения (для простоты используют термин: вкладыши
и втулки). Вкладыш, представляет собой подшипник, состоящий из разъемных частей
(как правило, из двух половинок). Втулка представляет собой не разъемный
подшипник качения, запрессовываемый на посадочное место с помощью торцевого
усилия.
В основе конструкции подшипниковых узлов скольжения заложен
принцип сохранения плоскопараллельного трущегося контакта за счет отделения
трущихся рабочих элементов, от основных силовых элементов конструкции с
сохранением и поддержанием между ними минимально возможной связи. Если шейка
вращающегося вала в подшипнике скользит непосредственно по опорной поверхности,
то он называется подшипником скольжения.
Подшипник скольжения представляет собой конструкцию
включающую в себя массивную опору с цилиндрическим отверстием (постель
коленчатого вала, постель распредвала, нижняя и верхняя головка шатуна) в
которое вставляется разборный вкладыш или цельная втулка, с покрытием из
антифрикционного материала. Вал или шейка вала входит в отверстие втулки
подшипника с небольшим зазором. Для уменьшения возникающих сил трения и
быстрого износа втулки (вкладыша), подшипник принудительно смазывается под
давлением, через специально созданные масляные каналы, таким образом, вал постоянно
отделен от втулки (вкладыша) пленкой вязкой маслянистой жидкости. Постоянное
давление в области контакта создается при помощи масляного насоса. Смазка
является одним из главных условий длительной и надёжной работы подшипника
скольжения, это обеспечивает; низкое трение, разделение подвижных вращающихся
частей, отвод тепла, защиту от воздействия внешней среды, отвод продуктов
износа из рабочей зоны.
Рабочий слой смазывающей жидкости в зазоре подшипника качения также называют
«масляным клином», т.к. в радиальном разрезе он очень похож по форме на клин,
изогнутый вокруг вала.
Вкладыши и втулки для двигателя MACK на RENAULT MAGNUM можно приобрестиздесь!
В зависимости от применения подшипники состоят из высокопрочной стальной
основы, которая покрыта покрытиями.
Для уменьшения трения и износа вращающихся шеек внутренняя поверхность
вкладышей и втулок покрывается небольшим слоем антифрикционного сплава из
высокооловянистых баббитов, баббитов на свинцовой основе а так же других
баббитов. Так же, достаточно широкое распространение получили свинцовистые и
другие бронзы.
При внешней простоте и надежности конструкции, на самом деле
это важный и ответственный узел, в котором возможно возникновение опасных
дефектов, которые могут привести к очень серьезным поломкам двигателя, вплоть
до разрушения блока цилиндров, и последующей замене двигателя.
Поэтому, при покупке запчастей следует, тщательно подходить к подбору
производителя вкладышей.